Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время реализация государственной политики Российской Федерации в сфере
развития правовой грамотности и правосознания граждан предполагает проведение комплекса
мер по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Анализ статистики законодательного процесса свидетельствует о том, что с каждым годом число
принимаемых нормативных правовых актов значительно возрастает, однако несовершенство
законодательства продолжает оставаться одной из причин распространения правового нигилизма
в обществе, который, как признается в Основах государственной политики Российской Федерации
в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, препятствует развитию России
как современного цивилизованного государства.
Провозглашение новой государственной политики борьбы с правовым нигилизмом с учетом
объективных условий и факторов, влияющих на правовую действительность современной России,
подчеркивает инструментальную роль правового воспитания в повышении уровня правовой
культуры граждан.
Одной из форм правового воспитания, призванного противодействовать различным проявлениям
правового нигилизма в сфере законотворчества, может являться общественное обсуждение
законопроектов, в ходе которого достигается определенный право воспитательный эффект за счет
активизации мотивированного участия граждан в решении общественно-политических проблем,
получения ими конкретных правовых знаний, формирующих правосознание, и выражения
2
общественного мнения по вопросам, требующим правовой регламентации и принятия властных
решений.
Глава I. Правовое воспитание
1.1 Правовое воспитание: понятие, содержание, цели, формы
Развитие Российской Федерации как демократического, правового государства в современных
условиях глобализации невозможно без высокой правовой образованности ее населения.
«Правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях демократии», – гласит Указ
Президента Российской Федерации от 28.06.1993 №966 «О Концепции правовой информатизации
России» (в редакции указов Президента Российской Федерации от 19.11.2003 №1365, от
22.03.2005 №329) .
Повышение правовой образованности достигается посредством правового воспитания.
Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1995 №673 «О разработке концепции
правовой реформы в Российской Федерации» развитие системы правового воспитания
установлено в качестве одного из основных элементов концепции правовой реформы.
В правовой науке нет единой трактовки понятия «правовое воспитание».
В разное время свои научные взоры обратили к пониманию правового воспитания такие ученые,
как С.С. Алексеев, П.П. Баранов, А.Д. Бойков, А.С. Бондарев, Н.В. Витрук, М.М. Галимов, Н.Ю. Ган,
В.В. Головченко, Н.Л. Гранат, А.Ф. Гранин, Г.П. Давыдов, Т.И. Демченка, А.И. Долгова, Т. Доронова,
Н.В. Зеленова, В.П. Казимирчук, А.А. Кваша, Д.А. Керимов, Н.И. Козюбра, В.Н. Кудрявцев, О.А.
Лукашова, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, О.Ф. Мураметс, К.В. Науменкова, Е.В. Певцова, И.Ф.
Покровский, Л.А. Польщикова, Е.А. Рассолова., И.Ф. Рябко, В.П. Сальников, В.М. Сапогов, В.Г.
Стрекозова, Е.В. Татаринцева, В.В. Тищенко, Ф.Ф. Третьякова, Н.И. Элиасберг, Л.С. Явич и др.
Имеющиеся в науке точки зрения относительно трактовки понятия «правовое воспитание», вопервых, делят его на узкое (целенаправленная преднамеренная деятельность) и широкое.
Главным отличием первого от второго является то, что правовое воспитание в узком смысле слова
осуществляется намеренно конкретными право воспитателями и направлено, на повышение
правовой культуры воспитуемых, а в широком понимании правовое воспитание происходит
стихийно, под воздействием всех факторов правовой жизни общества и государства.
Б.К. Мартыненко, исследуя понятие «правовое воспитание», приходит к выводу, что это
«целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта,
правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к
другому и их закрепление в сознании людей как признаваемых и уважаемых ими поведенческих
стереотипов» .
Во-вторых, большинство правоведов правовое воспитание понимают только в узком смысле.
Причем представленные в юридической литературе точки зрения на феномен «правовое
воспитание» объединяют понятия «деятельность», «процесс», «система мер». Отличием одних
взглядов от других служит набор признаков, свойств данной деятельности, ее содержание, цель
правового воспитания, круг право воспитателей.
Так, Л.А. Польщикова, анализируя точки зрения на правовую дефиницию «правовое воспитание»
Н.И. Элиасберга, Н.Ю. Гана, В.М. Сапогова, Е.А. Рассоловой, Е.В. Татаринцевой, приходит к тому,
что под данным правовым феноменом следует понимать «важную составную часть целостного
3
воспитательного процесса, содержанием которого является целенаправленное и систематическое
влияние на правовое сознание ребенка, его отношений к ценностям свободы, справедливости,
равенства, гуманизма, а также готовности к освоению и принятию правовых норм с целью
формирования правовой воспитанности» .
Ряд ученых необоснованно сужает круг лиц, способных осуществлять право воспитательный
процесс. Так, М.Н. Марченко, В.Г. Стрекозов пишут, что под правовым воспитанием принято
понимать «целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и
служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению
правового сознания и правовой культуры» .
1.2 Задачи органов государственной власти и институтов гражданского общества по правовому
воспитанию и формированию правовой культуры
Правовая культура один из важных элементов демократического государства, которое считает
себя правовым. Она включает в себя и правовую культуру граждан, причем как населения, так и
правовую культуру должностных лиц, наполняющих собой органы государственной власти.
Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы
общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и
правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую
деятельность. Она представляет собой регулятор поведение людей в обществе, исходя из
социальных, культурных и исторических особенностей различных национальных групп населения.
В этом контексте правовая культура может выступать как некий инструмент достижения
стабильности граждан в обществе и всестороннего их развития, превращая их из безликой массы
в личности. Особая задача при этом стоит перед структурами и институтами занимающимися
подготовкой кадров высшей квалификации.
В настоящее время продолжаются процессы, направленные на укрепление институтов
гражданского общества и структур государства в России, что жизненно необходимо для успеха
проводимых в стране политических и экономических реформ практически всех сфер
жизнедеятельности общества и обеспечение специалистами этого процесса. Правовая культура в
любом государстве тесно и напрямую связана с личностью, ее деятельностью. В процессе
деятельности человека в обществе она представляет ту часть, с помощью которой, в настоящее
время, находит практическое выражение идентификация народа как самобытного социума.
Правовая культура одновременно является процессом и практически конкретным результатом
творчества человека в сфере права [24]. Она характеризуется созданием и утверждением в
сознании народа правовых ценностей. Личность применяет в своей деятельности правовую
культуру и одновременно является её производителем. Правовая культурой личности это
выработанный индивидом уровень освоения права и полнота его применения в своей
деятельности, взаимосвязь с государственной властью, то есть с институтами государства и
правовыми институтами.
Процесс ускоренного создания институтов гражданского общества и государственных структур,
новой правовой системы России, столкнулся с трудностями, о которых сразу предупреждали
многие исследователи и ученые. Восторженное желание немедленно запустить институты
«западной» демократии в России в ходе начала реформ, как необходимое условие построения
гражданского общества, начали, под влиянием появившейся практики, уступать место более
рациональным представлениям о социальной роли законов и их влиянии на глубинные процессы
трансформации общества. Выявилась весьма ограниченная эффективность, а порой и даже
вредность, прямых заимствований и использования западных моделей правовой системы, что в
4
немалой степени обусловлено своеобразием российского социально-экономического и
социокультурного контекста [25]. То же самое можно сказать и о системе образования в России.
Глава II. Правовая пропаганда
2.1 Понятие и сущность правовой пропаганды как формы правового воспитания
В настоящее время, в век компьютерных технологий, когда у человека есть безграничные
возможности для осуществления самообразования, получения огромного количества
информации, наблюдается снижение уровня правосознания и правовой культуры граждан [14, с.
105]. В связи с этим важное значение приобретает вопрос о необходимости правового воспитания
населения.
Одной из форм правового воспитания, наряду с правовым обучением, самообразованием,
юридической практикой, является правовая пропаганда.
В современной теории выделено множество определений понятия "пропаганда". С точки зрения
Абдуловой В. Ф., пропаганда – "это состоящая из множества элементов политическая технология,
нацеленная на управление обществом посредством формирования у реципиентов прочных
социальных установок и стереотипов, отвечающих интересам коммуникатора"[1, с. 15].
Тимко С. А., Жайворонок А. В. приводят большое количество определений, которые являются
практически идентичными и сводятся к тому, что пропаганда – это распространение в обществе
каких-либо идей, взглядов, знаний путем постоянного и детального разъяснения [12, с. 44].
Относительно раскрытия содержания термина "правовая пропаганда" Гаврилов А. М. отмечает,
что это определенный вид массовой идеологической работы сотрудников правоохранительных
органов, направленный на выработку у людей эмоционального восприятия процесса правового
регулирования общественных отношений и формирование готовности беспрекословно выполнять
правила поведения, закрепленные в законе [6, с. 96]. Несмотря на всю полноту и
содержательности данного определения, оно не является совершенным, так как будет
ошибочным полагать, что рассматриваемый вид деятельности могу осуществлять только
правоохранительные органы.
Цель правовой пропаганды состоит в формировании и развитии у граждан правосознания,
которое проявляется в правомерном поведении, укреплении законности и охране правопорядка
[13, с. 116].
Гаврилов А. М., раскрывая содержание правовой пропаганды отмечает, что она включает в себя
три элемента: 1) пропаганду правовых знаний (пропагандирование правовых ценностей,
формирование негативного отношения к преступности); 2) пропаганда правовой активности
граждан, (выработка установки на правомерное поведение, направленное на содействие
предотвращению, прекращению, скорейшему раскрытию и расследованию правонарушений); 3)
пропаганда деятельности правоохранительных органов (формирование доверия и уважительного
отношения к правоохранительным органам) [6, с. 96]. Данный подход к содержанию правовой
пропаганды представляется интересным, так как названные элементы включают в себя
пропаганду в различных сферах общественной жизни.
Правовая пропаганда осуществляется при помощи определенных средств, которые могут быть
устными, печатными и виртуальными. К устным можно отнести: лекции, беседы, консультации и
т.д. Письменными средствами являются: тексты правовых актов, комментарии к ним, статьи на
правовые темы, монографии, диссертации и т.п. Особое значение в настоящее время
приобретают виртуальные средства правовой пропаганды, так как жизнь практически каждого
5
гражданина нашего государства неразрывно связана с глобальной сетью и различными
техническими устройствами. К таким средствам можно отнести разнообразные справочноправовые ("Консультант Плюс", "Гарант" и др.) и поисковые ("Яндекс" и др.) системы [4, с. 11].
2.2 Правовая пропаганда как одна из составляющих механизма защиты прав человека
Вопросам обеспечения прав человека сегодня посвящено много различных трудов. Вместе с тем
ряд проблемных аспектов остается неизученным. Особого внимания заслуживают вопросы
правовой пропаганды как одного из элементов обеспечения прав человека.
Правовая пропаганда играет важную роль в системе распространения правовых знаний,
ликвидации правовой неграмотности среди отдельных категорий населения.
Всеобщая декларация прав человека [16] закрепила права и основные свободы индивида, дала
толчок развитию национального законодательства многих государств мира. Конституции многих
стран основаны на идеях Всеобщей декларации. Но, к сожалению, не всегда положения
нормативных актов в части обеспечения прав граждан выполняются в точном соответствии с
буквой закона. Это происходит в том числе и по вине самих граждан, незнающих своих прав.
Именно поэтому правовая пропаганда является актуальным средством как обеспечения прав
человека, так и борьбы с правовым нигилизмом в обществе. Как справедливо отмечают О.В.
Адаева и М.С. Мальченков, правовая пропаганда на современном этапе развития общественных
отношений носит исключительный характер, т.е. она значительно отличается от иных
классификаций по содержанию, средствам и методам воздействия. Именно юридическая
пропаганда стремится к осуществлению главных целей правового воспитания, к которым
относятся: становление у молодого поколения высочайших нравственных ценностей, уважение к
закону, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; ответственность перед Родиной
[3]. Существует множество форм реализации правовой пропаганды, среди них лекции, беседы,
выступления в СМИ, юридические консультации и др.
В Российской Федерации правовой пропагандой занимаются различные субъекты, среди них и
государственные органы, и общественные организации, и объединения. Важным элементом в
системе механизма обеспечения права человека явилось создание института Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации.
Одним из элементов правовой пропаганды в его деятельности можно назвать подготовку
ежегодных докладов, которые затем публикуются в СМИ, а также ежедневную работу по приему
граждан. Также аппарат Уполномоченного по правам человека в рамках правовой пропаганды
проводит различные мероприятия. Так, 28 марта в Аппарате Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации состоялся очередной лекторий-практикум для участников
магистерской программы «Международная защита прав человека», реализуемой на базе
консорциума вузов (РГГУ, РУДН, МГИМО). Специалисты Аппарата поделились со студентами
опытом работы в области защиты прав человека. Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации и сотрудники его Аппарата уже год проводят лектории и семинары для
студентов магистерской программы «Международная защита прав человека». Основной целью
этой практико-ориентированной программы является эффективное применение выпускниками
полученных знаний в области международно-правовой защиты прав человека в практической
правозащитной деятельности [27].
Заключение
6
На современном этапе развития общества важную роль в повышении уровня культуры населения
выполняет правовое воспитание, целью которого является воздействие на сознание человека и
формирование культуры его поведения.
Правовое воспитание – это «организованный, управляемый, целенаправленный педагогический
процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью
формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры».
Правовая культура представляет собой систему правовых ценностей, уровень знаний о праве,
отношение к праву, а также совокупность правовых установок и убеждений. Результат повышения
правовой культуры заключается в уровне правосознания личности.
Содержание право-воспитательного процесса представлено обширным комплексом правовых
средств, направленных на правосознание личности с целью формирования высокого уровня
правовой культуры. К. А. Костина в содержании правового воспитания, как процесса
формирования правовой культуры, выделяет следующие структурные компоненты:
информационный, оценочный, регулятивный, когнитивный и организационный.
Информационный компонент состоит в передаче информации о праве, об обязанностях и правах,
о должном и возможном поведении участников отношений. Оценочный элемент правового
воспитания формирует уважительное отношение к праву, восприятие права как ценности.
В рамках когнитивного компонента происходит осознание необходимости правомерного
поведения, а регулятивный компонент правового воспитания дает установку на правомерное
поведение. Организационный элемент правового воспитания позволяет определить направления
деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных
институтов.
Правовое воспитание реализуется посредством своих форм.
Важнейшей формой правового воспитания является правовое обучение, цель которого
обеспечить закрепление знаний о праве, а также сформировать основы правовой культуры,
развить правовое мышление личности.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что правовое воспитание является
неотъемлемой частью формирования правовой культуры общества и способствует укреплению
правового порядка в стране.
Одним из ключевых способов распространения правовых установок, формирования
общественного мнения и развития определенных настроений среди населения является правовая
пропаганда. Правовая пропаганда представляет собой целенаправленный идеологический
процесс донесения и распространения определенных субъектом правовых ценностей и правовой
политики через отдельные каналы, выработки у объекта воздействия моделей правомерного
поведения, осуществляемый в отношении неопределенного круга лиц, реализуемый в общей
системе правового воспитания. Политико - правовые идеи, воззрения, принципы и нормы,
составляющие содержание правовой пропаганды, сами по себе, автоматически не овладевают
сознанием людей. Необходима работа пропагандистов по их отбору, разъяснению, донесению до
разума и чувств каждого человека с целью превращения в личные убеждения, внутренний
ориентир поведения людей.